Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 20:14

Bilingua


Zwei Dinge sollen Kinder von ihren Eltern bekommen: Wurzeln und Flügel. Johann Wolfgang von Goethe.

Две вещи дети должны получить от своих родителей: корни и крылья.Гёте

Меню сайта
Категории раздела
Двуязычие [5]
Воспитание [64]
Творчество [7]
Взрослая жизнь [25]
Статьи для и про взрослых
Здоровье [7]
Разное [8]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Воспитание

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

 

Ваш ребёнок садится за домашнюю работу, но его внимание отвлекается шелестом дерева за окном. Поэтому некоторое время он смотрит в окно. Затем он вскакивает и начинает играть с машинкой. Возвращаясь к своему столу, он останавливается, чтобы пощекотать младшего брата... Сосредоточиться на чём-нибудь даже на короткое время - непреодолимая проблема.

 

Так почему же он не может усидеть за столом, чтобы закончить домашнюю работу?

 

История вопроса

В середине XIX века немецкий врач-психоневролог Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребёнка и дал ему прозвище «Непоседа Фил». С 60-х годов XX века врачи  выделяют такое состояние как патологическое и называют его - минимальные мозговые дисфункции.

С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней, под названием синдром  дефицита  внимания с гиперактивностью. Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы ребёнка и проявляется и том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью.  

СДВГ является серьёзной социальной проблемой, встречается по разным данным у 2.2 - 18%  детей  и очень мешает их социальной адаптации. Известно, что дети, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. СДВГ встречается у мальчиков и 4-5 раз чаще, чем у девочек.

 

Портрет ребёнка с СДВГ
Проявления СДВГ беспокоят родителей с первых дней жизни: дети имеют повышенный мышечный тонус, чувствительны к внешним раздражителям (свету, шуму, духоте и т.п.), плохо спят, во время бодрствования подвижны, возбуждены. В 3-4 года заметна неспособность ребёнка, сосредоточенно заниматься чем-либо: он не может спокойно дослушать сказку, играть в игры, требующие даже минимального уровня произвольности деятельности.
Ребёнок - любопытен, но не любознателен. Он на всё смотрит, всё слушает, трогает, пробует. Его знания, рассуждения, умозаключения  поверхностны. В результате его жизненная ориентация сводится к поверхностным представлениям о предметах и явлениях, к упрощенному пониманию социальных и межличностных отношений.
Ребёнок с СДВГ всегда выбирает самые шумные игры. Он не может усидеть на месте даже во время приёма пищи. Его руки постоянно в движении: что-то мнут, рвут, ломают, вертят пуговицы. Он всё теряет. Действует, не задумываясь о последствиях. Часто проявляет агрессивность. Плохого не замечает. Не помнит обиды, хотя поминутно ссорится со сверстниками. От избытка чувств не говорит, а кричит. Это самый шумный ребёнок в коллективе.

 

Ребёнку с СДВГ более всех грозит неприятие, так как он способен вывести из себя даже самых спокойных взрослых. Никого столько не укоряют, не наказывают, не одёргивают, сколько его. В результате ребёнок ожесточен и часто становится лидером в группе детей и подростков с демонстративно отклоняющимся поведением.

 

 

Диагностика и коррекция  

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, когда увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определённого результата. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребёнка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

Психологи выделяют следующие признаки, являющиеся диагностическими симптомами (их можно сгруппировать по следующим направлениям):

– чрезмерная двигательная активность (беспокойные движения в кистях и стопах, не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют и т.д.);
– импульсивность (на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца);
– отвлекаемость-невнимательность (часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице).

Имея  хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и к учёбе.

В повседневном поведении им свойственны непоследовательность, импульсивность, непредсказуемость. Всё это делает их нежелательными членами детского коллектива, осложняет взаимодействие со сверстниками, а дома с братьями, сёстрами, родителями.

 

Рекомендации родителям

Для коррекции поведения здесь совершенно незаменима игра. Попробуйте сначала создать положительное эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребёнком. Сядьте рядом, не забывайте смотреть друг другу в глаза, искренне удивляться, радоваться, использовать ласковые прикосновения.
Каким должно быть содержание этих игр?
Прежде всего, это игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить и т.п.
Например, можно использовать игру «Расскажи стихи руками», когда мама и ребёнок по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения. Или игры на согласованность совместных движений типа «Пилка дров»,  «Кузница».
Можно использовать игровые упражнения типа «Попробуй показать, попробуй угадать», главным содержанием которых является изображение различных предметов и действий с ними (например, съесть кислый лимон, тающее мороженое, и др.). Очень полезно также совместное сочинение сказок, стихов, рассказов.

Поскольку для гиперактивных детей характерны некоторые нарушения внимания и самоконтроля, важно проводить с ними простые игры на развитие данных функций, например «Лабиринт», «Что изменилось», «Чем похожи, чем непохожи», «Найди лишнее» и др.  

Для упорядочения реакции при восприятии инструкций и развития умений удерживать цель подойдут игры типа  «Да» и «Нет» не говорите», в которых предусмотрены правила ограничения некоторых действий ребёнка.

Последняя группа рекомендаций, особенно значима, поскольку помогает снять напряжение, как у ребёнка, так и у взрослого, приблизить их друг к другу, почувствовать желания и потребности  – одним словом, наладить нормальную эмоционально насыщенную жизнь ребёнка в семье.

Особенности  питания.

Избегайте пищи и напитков, содержащих значительное количество пищевых (химических) добавок.

 

Многочисленные исследования указывают на то, что существует связь между трудностями в концентрации внимания у детей и пищевыми (химическими) добавками в обработанной пище.

 

Результаты одного из исследований показали, что поведение больше чем половины группы гиперактивных детей заметно ухудшилось после того, как в их пищу стали добавлять искусственные красители, консервирующие средства и вкусовые вещества. После того, как химические добавки устранили, поведение детей улучшилось.  

 

Роль педагогов в коррекции поведения

В организации помощи гиперактивным детям и их родителям необходимо участие воспитателей, учителей и психологов. Выполнение ряда рекомендаций психолога  помогает ребёнку достигать более высоких результатов на занятиях, в учении.

Прежде всего, психолог предоставляет подробные сведения о природе гиперактивности, о характере поведения детей с гиперактивностью в детском саду, школе. Подчеркивает, что работа с такими детьми должна строиться на индивидуальной основе, а особое внимание следует уделять их отвлекаемости, слабой саморегуляции и самоорганизации. Целесообразно по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение ребенка.

Во время занятий или уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому   способствует оптимальный выбор места для гиперактивного ученика в группе или в классе за партой – в центре помещения напротив стола воспитателя, классной доски.

Ребёнку должна быть предоставлена возможность в случаях затруднений быстро обратиться за помощью к педагогу. Его занятия необходимо строить по четко распланированному, распорядку, используя для этого календарь или дневник.

Задания, предлагаемые на занятиях, следует разъяснять ребёнку отдельно или, если это в школе, писать на доске, ни в коем случае не сопровождая ироничным объяснением, что делается это специально для «нашего особого мальчика» (девочки).

На определенный отрезок времени ребёнку дается лишь одно задание. Если предстоит выполнить большое задание, оно предлагается в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной "разрядки": физического труда, спортивных упражнений.

По такому же принципу организуется и выполнение домашнего задания. Все эти моменты школьной жизни ребенка целесообразно постоянно отслеживать.

 

В следующей статье  я расскажу более подробно о коррекции гиперактивности ребёнка в семье и поделюсь рекомендациями.

 

 

Как правильно общаться с гиперактивным ребенком.

Не задавайте «наводящих вопросов», а выражайте свои мысли прямо. Гораздо проще для ребёнка выполнить короткую серию команд. Например, не надо спрашивать: «Ты что, не можешь найти свою куртку?». Вместо этого говорите: «Найди свою куртку, принеси сюда и покажи мне».

Будьте кратки и конкретны,  давайте конкретные указания. Если вы просите ребёнка что-то сделать, давайте ему простые и краткие инструкции. Вместо того чтобы говорить ребенку, что не надо делать, говорите ему, что он должен сделать. Не говорите: «Убери ноги со стула». Вместо этого скажите: «Опусти ноги на пол». В противном случае ваш ребёнок может убрать ноги со стула, но он может положить их, например, на книжную полку.

 

Как направить двигательную энергию ребёнка в нужное русло.

Из-за собственной импульсивности гиперактивные дети постоянно попадают в разные переделки и получают бесконечные замечания от взрослых. Однако не спешите ругать их, стыдить или наказывать. Поймите, что все эти казусы происходят сами собой и ваш ребёнок, не ставит перед собой цели досадить вам или нарушить установленные правила поведения.  

Надо научить его регулировать собственную деятельность и организовывать его бесцельную  активность в целенаправленную деятельность.

Но как научить его столь серьёзным вещам?  Начинают это делать ещё в конце первого года жизни - необходимо  подчёркнуто прививать понятия «нельзя» и «надо». Поскольку время «взрослых» разговоров ещё не наступило, игра остается самым подходящим способом научить ребёнка саморегуляции. И даже бросание друг другу мяча, если оно совершается не просто так, а по условиям и с учётом команд, может послужить поставленной цели. Первым шагом к преодолению трудностей станет усвоение ребёнком той программы действий, которую предложит ему взрослый. Задача последнего - следить за действиями малыша, не допускать хаотичности движений и подчинять их какой-то последовательности. Затем, предложите ребёнку самому спланировать игру и придумать правила. Главное, чтобы игра увлекала его. Когда малыш научится регулировать собственную активность, ему будет гораздо легче общаться со сверстниками, ведь, если дети не умеют соблюдать правила и постоянно их нарушают, найдётся немного желающих с ними поиграть.

Очень важно научить ребёнка «остывать» и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого вы можете воспользоваться следующими приемами: когда в очередной раз мимо будет пробегать ваш торопливый отпрыск, попробуйте остановить его. Мягко, не повышая голоса, предложите ему отдохнуть, обнимите за плечи, ласково погладьте по голове, обратите внимание на окружающих людей и игрушки, попросите сказать, что делает папа, бабушка, где лежит его любимый мишка или что стоит на столе. Затем можете спрятать какую-нибудь игрушку и через некоторое время спросить, что исчезло, а что осталось.

Если  к 5-6 годам ребёнок остается расторможенным - спасение  для такого  ребёнка - это подбор подходящего вида спорта и тренера. Причём в спорте ваш  ребёнок именно из-за повышенной энергии может  добиться больших успехов.

 

Как ребёнку необходимо проводить время на улице.

Игру со сверстниками на улице нельзя «пускать на самотек» - расторможенному ребёнку трудно контактировать с другими детьми. Поэтому неправильно выпускать его на  улицу без надзора, надеясь, что  он  «выбегается» и избавится временно от излишней энергии. 

 

Не забывайте, что игра должна быть со смыслом - тогда  ребёнок начнет привыкать направлять свою двигательную активность к  конкретной цели.

 

Сначала необходимо научить ребёнка целенаправленным играм на воздухе. Как я уже указала,  даже бросание друг другу мяча, если оно совершается не просто так, а по придуманным вами условиям и с учётом каких-то команд, может послужить правильной организации хаотической двигательной активности. Постепенно надо усложнять игры с ребёнком.  

 

Тренировка устойчивого внимания  

Расторможенный ребёнок часто отвлекается.  Неустойчивость внимания иногда заметна уже на первом году жизни  при игре ребёнка с игрушкой или отвлекаемости ребёнка  при контакте с взрослыми, когда вы что-то показываете или рассказываете.  

Основная рекомендация: не следует  отвлекать  ребёнка, когда он сосредоточенно занят игрой, делом, когда ему читают или рассказывают. Всё остальное в это время (еда, сон, гости, разговоры) имеют второстепенное  значение. Играя с ребёнком, нельзя отвлекаться и тому, кто занимается  с ним. Следует помнить, что, отвлекаясь, родители учат отвлекаться и ребёнка.   

К 5-ти годам устойчивое внимание должно уже быть не случайным, а осуществляться за счёт воли, которая заставляет ребёнка усердно сосредотачивать внимание на том, что для него не очень интересно, но "надо". Например, он хочет играть, но, несмотря на свое  нежелание, выполняет просьбу родителей посмотреть, чтобы не сбежало поставленное на плиту молоко и т.д.                   

 

Тренировка усидчивости                                                                                                    Одновременно - необходимо приучать ребёнка к усидчивости. Когда он уже устал физически от бега и организованной  вами физической активности, посадите его за стол, лучше рядом с собой, и  займите делом, соответствующим его возрасту:  строительством из  кубиков или конструктора, рисованием, лепкой из пластилина. Пусть ребёнок  убедится, что  у него  не только быстрые ноги, но и быстрый ум,  и что  спокойные целенаправленные занятия  могут быть также интересны,  как и  быстрая игра. В  середине такого занятия ребёнок может неожиданно «вспомнить», что ему надо ещё куда-то бежать, что-то срочно делать - тогда ему  надо сказать: «Сиди, доделай  до конца» и если он не поймёт – мягко заставить его оставаться  за столом  и доделать намеченное дело. В результате  усидчивость  станет привычкой - и когда он пойдет в школу - он сможет усидеть  за партой весь урок, а школьной перемены ему хватит, чтобы набегаться  «всласть».   

 

Эмоции, наказания и поощрения   

Расторможенность ребёнка проявляется и в чувствах, эмоциях.  Его нужно настойчиво учить сдержанности - пусть его эмоции будут проявляться  хоть и бурно, но не грубо - в рамках дозволенного. Действуйте на него собственным примером спокойного выдержанного отношения к ребёнку и окружающим, периодически  спокойно объясняйте ему, в чем  он не прав и внушайте ему необходимость правильного поведения.

Строго выполняйте систему поощрений и наказаний: если ребёнок знает,  что перед началом долгожданного мультфильма он должен убрать разбросанные игрушки, но заигрался и не сделал этого - но, однако включил  телевизор - то надо  выключить телевизор и не включать его, пока ребёнок не сделает  то, что надо.  

В случае  серьёзного проступка нельзя бить или кричать на ребенка. Самое сильное для  него наказание - это усадить его на стул  или диван в углу комнаты подальше от окна и заставить просидеть на месте без  книг, телевизора  или какого-либо дела положенное время.   

Мотивация поступков ребёнка с СДВГ хорошо регулируется системой поощрения. Установлено, что при воспитании  такого ребёнка поощрение «нормального» поведения более эффективно, чем наказание за неправильное. Многим детям трудно начать выполнение задания и продолжать трудиться. Это поведение, которое не поддаётся контролю с такой уж легкостью и которое они не могут исправить лишь потому, что вы постоянно говорите им об этом!

Выбирайте моменты, когда требуется стоять на своём. Психологи часто рекомендуют игнорировать ребёнка, если его поведение вам не нравится. Фокус заключается в том, чтобы всегда обращать внимание на ребёнка, когда он прекращает вести себя так, как вам не нравится, и начинает вести себя по-другому.

Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Есть простой способ смягчить эти расстройства. Нужно удалиться куда-нибудь на то время, когда у ребёнка возникает вспышка гнева. Когда ребёнок увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдет. Таким образом, можно дать понять ребёнку, что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это в действительности происходит.

Будьте осторожны в отношении критических замечаний.  Если даже ваш ребёнок не слишком хорошо справляется с задачей или ведёт себя не идеально, постарайтесь всё-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится 30 минут, постарайтесь избегать таких выражений, как: «Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!» Вместо этого попробуйте сказать: «Я был уверен, что ты справишься с этим».

Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является обычно благоприятным, но только в том случае, если они своевременно получают соответствующее лечение и правильное воспитание. Тогда они хорошо занимаются в школе и многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми.  

 

Оксана Баженова

Психолог, Кёльн

Категория: Воспитание | Добавил: rada (09.03.2010)
Просмотров: 2229 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Ксюня-кицюня  
0
Оксана, большое вам спасибо за предоставленный нашему сайту материал smile

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Помощь детям

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz