Как правильно наказывать ребёнка
Начнём
с того, что физические наказания в отношении кого бы то ни было, а
особенно в отношении детей абсолютно не приемлемы! Это унижает ребёнка,
обижает его, и эта обида копится от случая к случаю. Она не забывается, и
впоследствии ребёнок будет возвращать её нам при любой возможности,
обижая в свою очередь нас. Физические наказания не учат ребёнка
послушанию, а, наоборот, учат агрессии. Таким путём мы не добьёмся от
малыша того, что нам бы хотелось.
Никогда не наказывайте
ребёнка словами: «Я тебя не люблю», «Ты плохой». В этом случае
малыш будет считать, что Вы отвергаете его самого, а не его проступок.
Он станет считать себя плохим, а его самооценка будет понижаться раз от
раза. Ребёнок будет чувствовать себя отвергнутым, ненужным и перестанет
браться за что-либо, боясь вызвать в Вас ещё большую нелюбовь к себе.
Поэтому выражайте своё неудовольствие только поступками малыша, а не им в
целом. Он должен знать, что Вы любите и принимаете его таким, какой он
есть.
Самый лучший и эффективный способ
наказания – естественное наказание. В этом случае
ребёнок наказывает сам себя, а значит он быстрее научится отвечать за
свои действия, научится брать ответственность за свою жизнь на себя:
отказался надевать сапоги – промокли ноги, не захотел утром вставать –
пропустил уроки в школе, разбросал игрушки – потерял любимую машинку.
Здесь главное помочь ребёнку, если он ещё маленький, связать причину со
следствием, объяснить, почему это произошло и как этого избежать в
следующий раз: «Жалко, что машинка потерялась. Но если все игрушки
расставить по своим местам и поддерживать в комнате порядок, то твоя
машинка отыщется и никогда не потеряется!». Постепенно ребёнок научится
сам устанавливать причинно-следственные связи между поступками и их
результатами.
Наша задача – дать ребёнку такую
возможность. Можно сколько угодно говорить малышу, что возить по столу
чашку с соком нельзя, ведь сок может пролиться. А можно один раз
позволить пролить этот сок. Тогда ему вряд ли понравиться сидеть в
мокрой липкой одежде, вытирать за собой грязный стол и пол. И если даже
не с первого раза, но довольно быстро он поймёт, что с посудой и её
содержимым нужно обращаться аккуратно.
Поэтому в целях наказания лучше
всего пользоваться следующим правилом: совершил проступок –
исправляй! Насорил в комнате – убери за собой, пролил воду –
вытри, порвал одежду – зашей, испачкал – постирай и т.д. С такими
требованиями ребёнку будет трудно не согласиться, ведь они справедливы.
Но эти требования должны распространятся на всех членов семьи. Если
малыш увидит, что это правило применяется только к нему, очень скоро он
перестанет ему следовать.
Лучше, когда последствия проступка
наступают сразу после его совершения. Ребёнок, особенно маленький,
должен сразу увидеть и оценить результаты своих действий, иначе никаких
полезных выводов из ситуации он не извлечёт. По мере взросления ребёнка
интервал между поступком и его следствием может увеличиваться.
После того, как малыш
получил естественное наказание (облился соком), старайтесь
не вмешиваться в эту ситуацию, не читать ему нотаций: «Сколько
раз я тебя предупреждала, что нужно быть осторожным» и т.п. Так можно
свести на нет всю воспитательную ценность ситуации. Малыш сосредоточит
всё своё внимание на Вас, а не на реальном событии. А значит в следующий
раз ситуация повторится.
Конечно, использование этого
метода допустимо только в тех случаях, когда последствия безопасны для
жизни и здоровья малыша, а также окружающих его людей. Мы же не будем
смотреть, как ребёнок играет дома со спичками и ждать, что пожар научит
его осторожности.
Будьте объективны. Если малыш
совершил проступок по неосторожности, случайно, то наказывать в таком
случае не кого и не за что. Наоборот, помогите ребёнку устранить все
последствия случившегося. Если он разлил воду, вместе вытрите пол и
переоденьте малыша в сухую одежду.
В некоторых случаях наказание можно смело пропустить и вместе подумать,
как исправить ситуацию.
Если Вам не нравится поведение
ребёнка, не спешите его наказывать. Подумайте, что стоит за его плохим
поведением? Возможно, малыш устал и хочет спать, может быть ему не
хватает Вашего внимания, и он всеми силами старается его получить, а
может он просто не понимает Вас и хочет, чтобы Вы дали ему более ясные
указания. В любом случае, после каждого неприятного проступка
малыша проанализируйте ситуацию, постарайтесь понять причину и смысл
происшедшего. В этом Вам поможет любовь к ребёнку и Ваша
интуиция. Разберитесь в себе, так как часто именно мы, родители,
являемся причиной неадекватного поведения ребёнка.
Если Вы всё же решили наказать
малыша за какой-либо проступок, то помните, что лучше наказывать
ребёнка, лишая чего-то хорошего, чем делая ему плохо. Тогда
ребёнку действительно будет о чём сожалеть. Если, например, Вы по
выходным ходите в парк, то отложите этот поход или оставьте ребёнка дома
с бабушкой.
Предупреждайте ребёнка
заранее, за что и как он может быть наказан. Только не
угрожайте и не запугивайте. Просто спокойно предупредите его. Иначе
малыш будет испытывать страх за каждое своё действие. Наказывать ребёнка
за то, что он нарушил неизвестное ему правило, несправедливо и
бессмысленно. В случае, когда малыш заранее предупреждён, право выбора
остаётся за ним.
Наказание должно содержать в себе
какие-либо возможности для обучения, овладения новыми навыками.
Нельзя объявлять о
наказании, а потом откладывать его. Неизвестность очень страшит
детей. И ребёнок может сам причинить себе вред.
Наказывая ребёнка, покажите ему,
что Вам крайне неприятно это делать. Малыш должен
знать, что несмотря ни на что Вы любите его.
Но ни в коем случае не наказывайте
ребёнка, если он болен; перед сном или сразу после сна; во время еды;
во время игры, когда он чем-то увлечён; когда он сам сильно переживает;
когда он искренне старался что-то сделать, но у него не получилось;
когда у Вас плохое настроение.
Применяйте наказания в крайних
случаях. Любые проблемы и вопросы старайтесь решать мирным путём:
договаривайтесь, ищите компромисс, объясняйте малышу свою точку зрения и
всегда выслушивайте его. Каждый раз убеждайтесь, что ребёнок
действительно слышит и понимает то, что Вы ему говорите. Ведь чаще вина
лежит не на том, кто плохо понимает, а на том, кто плохо объясняет!
Автор Ирина Маниченко, по материалам книги "Десять секретов воспитания"
|