Хорошие дети не злятся? Детская агрессия: хорошо или плохо
Очень мало на свете родителей, которые так или иначе не
сталкивались бы с детской агрессивностью, не изумлялись, глядя на своего
ребенка, красного от гнева и крушащего детской лопаткой все вокруг:
«Откуда в нем такое?!». Не пугайтесь: в большинстве случаев детская
агрессия – абсолютно естественная вещь. Проблема не в самой детской
агрессивности как реакции на внешние раздражающие факторы, а скорее, в
способах ее выражения.
Елена Скакунова психолог Центра психолого-медико-социального
сопровождения «Малыш».
Что такое агрессия?
Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio – нападение.
В данном случае возьмем определение агрессии как активной
формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение
ущерба человеку или предмету. Обратите внимание, агрессия
– это выражение эмоции, а эмоция – это то, что мы испытываем
вне зависимости от наших желаний и тем более желаний окружающих нас
людей. Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, нельзя запретить. Нередко
дети слышат от родителей: «Перестань злиться!», «Хватит кричать!».
Ребенок получает послание, что он испытывает что-то нехорошее, что он не
должен это испытывать, что это плохо. Теперь он будет стараться
подавить злость и гнев, а так как это не будет получаться, он будет
чувствовать вину за испытываемые естественные чувства.
Проявления агрессии у детей и взрослых
Что может случиться дальше? Разные варианты. Можно подраться с тем,
кто под руку подвернется. Можно долго накапливать гнев, а потом устроить
истерику по пустяковому поводу. А можно направить всю агрессию
на себя и заболеть каким-либо психосоматическим заболеванием, например,
астмой или язвой.
Любая эмоция имеет телесное выражение – напрягаются определенные
группы мышц. Например, при агрессии напрягается все
тело, а руки сжимаются в кулаки. Наше тело мобилизуется для атаки. И
если дальше ничего не происходит, злость и гнев так и остаются в нашем
теле в виде напряжения.
Как мы узнаем, что другой человек злится и готов к нападению? Мы
видим сжатые кулаки, напряженные мышцы тела. Человек как бы становится
«больше». Изменяются черты лица, например, есть такое выражение: «лицо,
перекошенное злобой». Мы можем также слышать угрозы в наш адрес.
Существуют три основных проявления агрессии.
Это мимика, поведение и речь. Проявления злости и гнева у детей так же
разнообразны, как и у взрослых людей, но более отчетливы, менее
замаскированы. Например, пятилетняя Аня, когда злится, краснеет от
напряжения, сжимает кулаки и говорит: «Я тебя съем!». Сережа, прежде чем
начать драться, прищуривает глаза и топает ногой. А Ванечка,
насупившись, отворачивается и не хочет говорить, но так дергает колесо у
машинки, что оно отваливается.
Важно уметь замечать проявления агрессии именно у
вашего ребенка. Это может пригодиться, чтобы научить
его выражать свой гнев в социально приемлемых формах. Если вы заметили у
вашего ребенка признаки надвигающейся агрессии,
можно направить агрессивные реакции в приемлемое русло, а не ждать
спонтанного проявления агрессии. Например, если ваш
ребенок злится из-за того, что другой ребенок не дает ему поиграть в
свою игрушку, можно не ждать когда они подерутся, а научить их
договариваться между собой.
Еще очень важно, как говорят психологи, дать ребенку
«отреагировать» свой гнев. Поскольку мы видим, что гнев – это реакция,
следовательно, ее, эту реакцию, надо отреагировать, дать ей выход, как и
любой другой эмоции. Важно дать понять ребенку, что вы любите его и с
его злостью тоже.
Агрессия не бывает без эмоций гнева, злости
или ярости. В словаре Ожегова гнев определяется как чувство
сильного возмущения, негодования. В русском языке есть много слов
отражающих различную интенсивность и оттенки гнева. Это и раздражение, и
злость, и ярость.
Почему люди «бесятся»?
Мама занимается домашним хозяйством, а малыш, играя и исследуя мир,
переворачивает тазик с бельем. Мама спокойно объясняет, что так делать
нельзя. Если малыш продолжает переворачивать тазик, то через некоторое
время у мамы появляется раздражение (возможно, повышается голос), еще
через некоторое время появляется злость (скорее всего, это уже разговор
на повышенных тонах), затем гнев и ярость (здесь уже хочется ребенка
встряхнуть или даже отшлепать). Переворачивание тазика является
неприятным стимулом, который долго не прекращается. Не все мамы умеют
правильно выражать свою злость, а многие считают, что этого вообще
делать нельзя. При этом все невыраженные чувства имеют такую
особенность, как накопление. Когда их накапливается очень много, они
переполняют нас и выплескиваются. Это похоже на наполнение водой
воздушного шарика – он может очень долго растягиваться, но рано или
поздно лопнет.
Надо заметить, что обычно мы не стесняемся выражать позитивные
чувства, такие как радость или удовольствие. А вот негативные – склонны
скрывать, так как это обусловлено культурными запретами. Таким образом в
нашем примере, если мама сразу же не показала ребенку свое раздражение
или злость, через какое-то время она может накричать на ребенка
так, что для него это будет неожиданностью. Ведь он не знает, что
происходит у мамы внутри, как «включаются» ее эмоции. А снаружи он видит
добрую, спокойную маму, которая, с его точки зрения, с ним играет. В
таких случаях всегда лучше показывать ребенку свои истинные чувства,
проговаривая их и объясняя последствия.
Хочется заметить, что любое негативное поведение ребенка,
будь то капризы, слезы, драки и т.д., свидетельствуют не о том, что
ребенок что-то хочет сделать назло взрослым, а о том, что в его жизни
что-то не так. Это касается как физического здоровья, так и
психологического.
Как часто родители говорят ребенку: «Что ж ты у нас такой –
дерешься все время?». У этой фразы очень многоликий подтекст: «Ты не
такой, как надо», «Ты плохой», «Такого мы тебя меньше любим», и даже:
«Ты нам такой не нужен». В ней как минимум присутствует разочарование
ребенком. Но ведь на самом деле любое негативное поведение ребенка
– это крик о помощи. Особенно это касается совсем маленьких детей и
дошкольников, которые просто не могут нормальными словами, как взрослые,
назвать то, что с ними происходит. А между прочим, эти вспышки могут
быть вызваны любым ощущением дискомфорта, даже голодом, усталостью или
стрессом.
Причины детской агрессии
Почему ребенок становится агрессивным? Ведь эмоции злости и гнева
запускают агрессию, но не обязательно приводят к ее
проявлению.
Исследования в области изучения детской агрессии,
что на формирование данной особенности влияют:
- негативизм матери (ее отчужденность, равнодушие, постоянная
критика);
- безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка
по отношению к другим детям и взрослым (фактически поощрение
агрессивного поведения);
- суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание,
психологическое давление, унижение).
На формирование детской агрессии может
воздействовать предрасположенность к возбудимости нервной системы. Но
речь идет только о предрасположенности! Практика показывает, что на
агрессивность ребенка больше воздействуют социальная
среда и его окружение. Агрессивный ребенок скорее вырастет в семье с
агрессивными родителями, но не потому, что это передается генетически, а
потому, что родители не умеют справляться со своей агрессивностью.
Поэтому и не смогли научить этому своего ребенка.
Это самые основные причины детской агрессии, к
тому же обобщенные. Помните, что ваш ребенок и вы – уникальные люди, и
чтобы разобраться в причинах агрессивности именно вашего ребенка,
нужно разбираться в данном конкретном случае и искать специфические
именно для вашего ребенка причины. К тому же, чтобы
воспитать желаемые черты поведения у своего ребенка,
надо разобраться со своими собственными недостатками и достоинствами.
Возможные действия родителей
Родители или бабушки иногда говорят ребенку: «Ты дерешься, значит, ты
плохой мальчик. Вот Алеша никогда не дерется, он хороший мальчик». Как
много в этой фразе неправды и болезненных для ребенка
посланий! Давайте разберемся. Во-первых, все дети иногда дерутся, это
нормально и естественно. Они еще не умеют контролировать свою злость.
Во-вторых, наши дети всегда хорошие, всегда нами любимы, это их поступки
могут нам не нравиться, а не они сами. В третьих, «если соседский Алеша
– хороший мальчик, а я – плохой, значит, мои родители любят его, а меня
не любят». Представляете, как это больно для маленького ребенка,
ведь для него родители самые главные в этом мире люди и их одобрение и
поддержка – самые важные и долгожданные? Малыш–дошкольник на все готов
ради родительской любви.
Не стоит говорить детям, что где- то живут хорошие мальчики и
девочки, которые никогда не злятся. Дети не должны винить себя за свою
естественную агрессивность. Когда маленький ребенок агрессивен, он сам
плохо понимает, что с ним происходит. Объясните ему. Например: «Ты
сейчас очень злишься на меня, потому что я запретила тебе смотреть
мультики». Или: «Ты сердишься на Машу, потому что она без разрешения
взяла твою куклу».
Покажите ребенку, что вы его понимаете: «На твоем месте я бы тоже
злилась». Или: «Конечно, ты можешь быть недоволен».
Главное – дайте понять ребенку, что вам не нравится его
поведение, а не он сам. Например: «Я очень огорчена тем, что ты не убрал
игрушки, как мы с тобой договаривались, и теперь мне не нравится, что
ты их раскидываешь еще сильнее из-за того, что злишься». Или: «Мне тоже
не нравится, когда мои вещи берут без разрешения».
Дайте ребенку возможность отреагировать свою агрессию,
предложите ему новые способы для этого, например, вместо раскидывания
игрушек и драки предложите потопать ногами или покричать. Только после
этого напомните ему о существующих правилах и договорах, которые нарушил
он сам или окружающие. Обязательно разберитесь, кто и в чем был прав, а
кто и в чем – нет (соответственно этим правилам). Предложите ребенку
новые способы разрешения ситуации, помогите ему в этом.
Поможем ребенку справится с агрессией
Как помочь ребенку научиться справляться с естественными агрессивными
импульсами, не доводя их до возникновения серьезной проблемы?
Важно, чтобы в семье были четкие правила и одинаковые требования к
ребенку у всех окружающих его взрослых. Тогда у ребенка
будет меньше шансов манипулировать своей агрессивностью, он не сможет
сказать, что: «Мама плохая, потому что не дает смотреть телевизор, а
папа хороший, потому что разрешает».
Для обучения контролю над своим поведением очень полезны любые
игры с правилами. Ведь играть интересно, а игра проходит комфортно и
весело именно тогда, когда все соблюдают правила. Если правила
нарушаются, то игра разрушается.
Ролевые игры применительно к нашей теме – это возможность побыть в
«шкуре» агрессора и его жертвы. Обмениваясь с ребенком ролями в такой
игре, взрослый может показать ему последствия агрессивного поведения и
научить способам нового реагирования в различных ситуациях.
Очень полезны в данном случае игры «в войну» - применительно к
мальчикам, в героев мультфильмов и сказок, героически преодолевающих
трудности, стремящихся к какой-либо возвышенной цели. Также будет очень
полезно, если вы будете постоянно объяснять ребенку причины поведения
животных, встреченных вами на прогулке: например, собака погналась за
кошкой. В этом случае вы можете сказать малышу, что между кошками и
собаками существует давнее соперничество, потому что и тот, и другой вид
очень любит человека и хочет жить рядом с ним, следовательно, кошки и
собаки отчаянно ревнуют друг друга.
Дома можно поиграть в кошку, убегающую от собаки, - излишне
говорить, что все в этой игре должно хорошо заканчиваться!
Существует также множество детских стишков, коротких сказок, к
примеру, о том, как мышка обманула кошку и убежала от нее, как три
поросенка расправились с волком. Играйте в Красную Шапочку, в
Ивана-царевича и Кощея Бессмертного. Пусть при этом малыш покажет вам,
как он «героически» расправится с негодяем, как одолеет всех вокруг,
потому что он – храбрый и сильный. Все это поможет вам направить его агрессию
в «мирное русло». И не бойтесь покупать малышу различные «военные
игрушки»: танки, оружие и т.д. – это великолепный способ регулирования детской
агрессии.
Будьте рядом с вашим малышом, когда он осваивает навыки общения
(например, приходит в новый коллектив). Поддерживайте его в обучении
новым, разнообразным способам контактов с детьми и взрослыми. Иногда
ребенку надо подсказать, какими разными способами можно вести себя в
данной ситуации и какими могут быть последствия.
Подкрепляйте желаемое поведение ребенка своим
вниманием и позитивным отношением. Часто родители эмоционально реагируют
на недостатки ребенка, а достоинства никак не
выделяют. Отмечайте любые, даже самые крохотные достижения вашего ребенка.
И самое главное – ваш пример в конфликтных ситуациях. У
дошкольников сильно развито подражание, они копируют поведение взрослых и
друг друга. Это один из способов освоения ребенком этого мира. Банально
звучит, но если родители не научились справляться со своей агрессией,
им нечему научить своих детей. Поэтому если у вашего ребенка
возникают проблемы с агрессивным поведением, подумайте: а как вы сами
обращаетесь со своими чувствами злости и гнева?
Детская агрессия: когда поможет только психолог
Если вы не справляетесь с агрессивностью вашего ребенка,
то есть если чувствуете неуверенность в том, как поступить, страх и
бессилие перед его агрессивными вспышками, сами срываетесь и кричите на ребенка,
а потом испытываете чувство вины, и вам кажется, что вы уже
перепробовали все методы воспитания – это, конечно, повод для обращения к
психологу. Возможно, у вас есть сомнения и вопросы, ощущение, что
что-то не так, чувство дискомфорта – в любом случае не стоит накапливать
негативные эмоции. Чем раньше вы заметили трудности, которые возникают у
вас и вашего ребенка в отношениях с другими людьми –
тем проще исправить ситуацию, тем быстрее вы сможете вместе со
специалистом найти решение ваших проблем.
А вообще-то всегда помните о том, что ваш малыш – это «зеркало»
вас, его родителей: если «зеркало» вдруг отражает что-то, что вам не
нравится или приводит в ужас, не торопитесь делать выводы. Иногда
достаточно изменить какие-то вещи в своем собственном поведении, чтобы
малыш начал по-другому реагировать на внешние раздражители. В точности
как писал классик – великий баснописец И.А.Крылов: «Неча на зеркало
пенять, коли рожа крива».
|